Учение буддизма и буддийская практика
Буддизм значительно отличается от других мировых и национальных религий. Хотя в буддизме есть своё «священное писание» — собрание слов Будды (Типитака), опора в большей степени делается не на книжное слово, а на буддийскую практику. Только личный опыт, обретённый после изучения слова Будды и последующей буддийской практики, позволяет обрести истинную мудрость.
Будда и его учение
Будда, в отличие от пророков других религий, начинал изложение своего Пути не с рассказов о творении мира, о богах, героях, или каких-либо других гипотетических явлениях. Он начинал с простых вещей, с которыми люди сталкиваются ежедневно — о страданиях и о методах, испытанных им на практике, с помощью которых можно избавиться от страданий.
Его проповеди были рассчитаны на людей из самых разных слоёв общества. Среди слушателей были как люди из самых низших варн, так и влиятельнейшие особы своего времени: купцы, цари и учители-брахманы. Он находил нужное поучение для каждого. Простым земледельцам и домохозяевам, которые хотели жить в миру, Будда рассказывал о пользе нравственности и щедрости. Поднаторевшим в диспутах философам-брахманам и аскетам-йогинам он говорил о методах буддийской концентрации и о правильном образе жизни.
Будда не требовал веры в свои слова. Напротив, он советовал слушателям проверять его учения так, как проверяют на фальшивость золотую монету, и принимать только то, что прошло проверку. Учение буддизма носило чёткий практический характер, без туманных намёков и без опоры на священные писания. Хотя иногда для большей доходчивости в своих проповедях он всё же использовал привычные для древних индийцев метафоры и понятия из Вед. Однако не следует думать, что Будда исповедовал какую-то ветвь индуизма. Буддизм — самостоятельное учение, открытое Буддой, и на данный момент являющееся старейшей мировой религией.
Буддийская практика
Будда не хотел, чтобы к его учению относились как к магии, а его самого воспринимали бы как бога, который чудесным образом может решить все людские беды. Ученик буддизма, практика и путь — это рациональный метод, при использовании которого человек, прилагая правильные усилия, получает благой результат. Поскольку очищение ума — это долгая, непростая и кропотливая работа, Будда советовал запастись усердием, доверием и терпением. В зависимости от мотивации, плодами может быть обретение счастья:
в этой жизни
в следующих жизнях
высшего счастья (ниббана)
Если человек следовал советам и не откладывал практику «в долгий ящик», то достаточно скоро получал первые благие плоды, поначалу пусть и незначительные, но видимые уже здесь и сейчас — как им самим, так и другими людьми. Он начинал меняться в лучшую сторону — становился менее эгоистичным, менее раздражительным, уменьшал или полностью отбрасывал вредные привычки, совершал меньше поступков, порицаемых окружающими, за которые ему было бы стыдно. По мере очищения своего внутреннего мира человек становился спокойным и счастливым, не испытывал затяжных депрессий, не впадал в отчаяние от тяжёлых жизненных ситуаций и проблем. Именно так буддист обретает счастье уже в этой жизни.
Если человек не хотел ограничиваться столь минимальным результатом, он развивал щедрость — одаривая монахов и неимущих, принимал и исполнял обеты нравственности, становился мирским последователем Будды, закладывая фундамент для обретения счастья в следующих жизнях.
Если же ученик уже был достаточно подготовлен, чист и обладал решимостью, ему легко давалась практика медитативного сосредоточения и созерцания, за счёт которой он мог достичь самой вершины буддийского пути — полного искоренения даже мельчайших загрязнений сознания и достижения абсолютного, совершенного и неразрушимого счастья — ниббаны.
Не так просто сразу понять и объективно оценить свои способности и возможности. Часто начинающие буддисты пытаются браться за самые сложные буддийские практики и в результате испытывают разочарование от нереализованных мечтаний. Чтобы не было подобных неудач, лучше всего начинать с самых простых вещей и постепенно, размеренно, аккуратно продвигаться к более сложным ступеням Благородного Восьмеричного Пути.
Три аспекта буддизма
Нравственность
Сосредоточение
Мудрость
Хотя все эти три аспекта даже на самом поверхностном уровне действуют одновременно, и неразрывно связаны друг с другом, основой буддийского учения всё же является нравственность, без которой невозможно отчистить ум для достижения необходимого уровня спокойствия и сосредоточения — второй составляющей пути. А без сосредоточения невозможно развитие совершенной мудрости, заключающейся в глубоком прозрении в реальность жизни и мира.
Учение буддизма (Дхамма) — это долгий процесс, похожий на составление сложной мозаики. Для получения всей картины нужно хорошо знать наследие Будды. Но для начала практики совсем не обязательно знать всю доктрину целиком. Базовые учения Будды касаются нравственного образа жизни и внимательного самонаблюдения, а потому каждому доступны для практики уже сейчас.
После ухода Будды
Все его проповеди, называемые суттами, были оглашены на Первом Буддийском Соборе и заучены наизусть учениками, а впоследствии и зафиксированы в письменном виде на языке пали. По этой причине Типитаку часто называют «Палийский Канон», чтобы отличать её от собрания текстов других буддийских школ.
Монахи-тхеравадины бережно хранили Типитаку в течение многих веков, ограждая древние тексты от привнесения искажений и нововведений. Считается, что Типитака школы Тхеравада содержит слова Будды в наиболее точном виде. В настоящее время Типитака переведена с пали на разные языки мира.
С течением времени язык и культура народов, исповедующих буддизм, менялись, а потому потребовались разъяснения непонятных мест Типитаки. Таким образом начал формироваться корпус канонических комментариев, написанных великими учителями прошлого. Но и учители, жившие позже, вносили вклад в разъяснение аспектов буддийских учений и буддийской практики. Этот процесс не закончен и до настоящего времени, ибо буддизм — живая традиция, которая по прежнему показывает людям дорогу к ниббане. В нынешнее время стали доступны многочисленные книги и лекции современных буддийских учителей.